ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
83550
47

Ширина ленты:

Будучи в Киеве я стараюсь всегда посетить этот собор. Постоять перед иконами, подумать о своем. поставить свечки за здравие и упокой

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Владимирский собор в Киеве — это одно из многих поистине знаковых мест столицы Украины, которые, вместе взятые, и составляют исторический портрет города. Архитектура Владимирского собора, построенного в честь крестителя Руси — князя Владимира, традиционна для русского зодчества. Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого. С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью золотыми куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина — 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет «храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира», нашло отклик в сердцах многих верующих. Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И. В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств. Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П. И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения. Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А. В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза. Именно по проекту А. В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира. В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания. Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи. Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В. Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году. Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В. Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А. В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира. Мрамор — главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Не секрет, что основная ценность Владимирского собора — это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский, работавшие под руководством А. В. Прахова. Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как-то «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М. А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Главная роль в декоре храма принадлежит В. М. Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В. М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров. Главным детищем В. М. Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами. Искусствоведы недаром назвали этот образ «Васнецовской Божьей Матерью», ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В. М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В. М. Васнецова вышли следующие композиции: Таинство Евхаристии, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В. М. Васнецов сказал свою знаменитую фразу: «Я поставил свечку Богу».

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н. В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора. Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А. И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П. А. Сведомского и В. А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А. В. Прахова. Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре. В советские времена, в частности с 1929 по 1941 годы, во Владимирском соборе в Киеве работал Музей антирелигиозной пропаганды. После Второй Мировой войны собор был вообще закрыт. И только в 60-е годы 20 века здесь возобновили богослужения. Владимирский собор в Киеве был назван «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства». На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Святая княгиня Ольга

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Вход в храм

ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ
ФОТОПРОГУЛКИ. КИЕВ. ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР КИЕВ

Звонница

Один из куполов

При подготовке использованы материалы ВИКИПЕДИИ… а фото внутри храма делать не разрешат… Но если хорошо договориться, то))))))Так, что при следующем посещении Киева постараюсь сделать фоторепортаж фресок… А они действительно красивые. Но, а пока виртуальный тур по собору можно посмотреть http://www.vlsobor.com/

Татьяна Рудовская
Ты в ЖЖ это выкладывал? Очень знакомо мне.
21 октября 2016 в 11:11
1

Алексей Новик
Татьяна, я на эту площадку постепенно переношу все свои блоги...ЖЖ вымирает..хотя мне там удобно
21 октября 2016 в 11:12

Обсуждение фотографии
Игорь Борщевский
Образ богоматери был первоначально изображен Васнецовым для усадебной церковки в Абрамцево,и использован потом при росписи собора в Киеве
21 октября 2016 в 11:11
1

Алексей Новик
Игорь, спасибо за информацию
21 октября 2016 в 11:11

Ирина Медведева
Ничего себе какие художники здесь трудились.Я там была,видела всю эту красоту,а этого не знала .
21 октября 2016 в 20:42
2

Алексей Новик
Ирина, теперь будете знать
22 октября 2016 в 11:44
1

Максим Лукьянов
Как же красиво все расписано, восхищает!
22 октября 2016 в 14:56
1

Анна Хлестова
очень духовное место
22 октября 2016 в 14:57

Игорь Борщевский
Широкого угла чуть не хватило Собор прекрасен
21 октября 2016 в 11:13

Алексей Новик
Игорь, согласен...это старые фото..я переношу сюда свой блог потихоньку
21 октября 2016 в 11:34
1

Обсуждение фотографии
Ирина Медведева
Собор и правда очень красивый,я там была,когда ездила к родственникам в гости.Надеюсь еще не раз побывать в гостях,ну и конечно в соборе.
21 октября 2016 в 20:29
2

Обсуждение фотографии
Ирина Медведева
С миру по нитке - Киеву собор.
21 октября 2016 в 20:37
2

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
очень красиво!
22 октября 2016 в 14:56
1

Максим Лукьянов
Спасибо за альбом, роспись собора внутри запомнится!
22 октября 2016 в 14:56

Алексей Новик
Максим, спасибо за отзыв
22 октября 2016 в 21:15

Обсуждение фотографии
Анна Хлестова
нереально красиво!
22 октября 2016 в 14:57
1

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!